Москва полна местами, которые есть только в документах или на старых фотографиях и одни из таких мест это, церкви которых нет. На местах где когда-то была церковь или храм, а может и целый монастырь сейчас может стаять жилой дом, парк, пустырь, или проходить дорога.
Церкви которых нет
Сообщений 1 страница 26 из 26
Поделиться22008-11-22 16:49:19
Святителя Николая храм.
Дубки улица, 4.
Прилегавшее к Петровско-Разумовскому старинное сельцо Астрадамово в начале XIX века прекратило свое существование, во второй половине столетия бывшие астрадамовские земли перешли во владение Петровской сельскохозяйственной академии, возрождавшей здесь искусственные посадки. В начале XX века живописная местность все больше приобретает вид дачного поселка, раскинувшегося вокруг рощи по сторонам дороги, ведущей от Петербургского шоссе к Петровско-Разумовскому. Некогда здесь стояла крытая соломой будка, названная в народе "соломенной сторожкой". Построенная в этих местах церковь Святителя Николая по памяти народной прибавила к себе название "у Соломенной сторожки".
Инициаторами строительства храма стали воины расположенной неподалеку 675 Тульской пешей дружины и прежде всего ее командир полковник А. А. Мозалевский, а также жертвователь, будущий староста церкви В. И. Заглухипский. Помимо офицеров, деньги на возведение храма собирали дачники села Петровско-Разумовского. Проектировать храм был приглашен Ф. О. Шехтель, академик архитектуры, автор многочисленных построек, в том числе культовых (часовня при Лютеранской церкви и церковь Василия Кесарийского, отделка церкви Пимена Нового, церковь в Иванове-Вознесенске.и некоторые другие), удостоенный множества наград, последняя из которых орден Св. Владимира IV степени за труды военного времени. Зодчий не остался равнодушным к просьбам воинов и в 1916 году создал храм Святителя Николая у Соломенной сторожки одно из лучших сооружений в неорусском стиле.
Побудительной причиной к этому послужил рост национального самосознания в период войны и, видимо, переход архитектора в феврале 1915 года в православную веру.
Возведенный в течение одного месяца храм навевает воспоминания о лучших образцах шатровых храмов XVIXVIII веков. Сам архитектор в 1926 году, подписывая рисунок церкви, свидетельствовал, что "церковь скомпонована в характере северных церквей Олонецкой губернии, за исключением звонницы, т. к. на Севере колокольни ставились отдельно от церкви; звонницы начинаются от Костромской области". "Скомпонована в характере" обозначает, что она несет в себе основные черты северного народного зодчества, повторяет важнейшие композиционные элементы и детали. В отличие от стиля А. В. Щусева в Преображенской церкви Братского кладбища Шехтель строит образ не на ассоциации, не на художественном воображении, а на почти прямом следовании деревянному зодчеству прошлого. Вместе с тем технология строительства существенно отличается от традиционной храм построен каркасной системой, то есть по брусьям обшит с двух сторон тесом, а не собран из бревенчатых венцов. Это не могло не повлиять на долговременность постройки и ее вертикальные характеристики, выглядящие в центральной части более приземисто, чем ранние прототипы.
В основе церкви лежит крестообразный план, когда к нижнему четверику, завершающемуся шатром, прирублены по сторонам четыре бочки, образующие крест. Основание под бочками расширено, что позволяет увеличить внутреннее пространство для молящихся. Ядро композиции торжественно возносящийся шатер и бочки по сторонам, известные по таким образцам зодчества Севера, как Клементовская церковь в посаде Уна (XVI в.), церковь Рождества Богородицы в Заостровье (1726), Вознесенская церковь в Конецгорье (1752), в существующей поныне Успенской церкви в Варзуге (1674). Конечно, есть и отличия от этих храмов (как и сами они отличаются друг от друга), но основа объемно-пространственной композиции передана Шехтелем с редким чувством вкуса и пропорций.
Здесь почти нет надуманности форм, оторванности от реальной структуры народной деревянной архитектуры. Там, где нарушается принцип целостности, например при устройстве звонницы, это оговаривается особо. Следует заметить, что подлинные внешние формы воссоздаются здесь такими, какими они были увидены исследователями и любителями старины в конце XIX начале XX века, то есть под поздней обшивкой, что делает здание более четким и сухим, без свойственной венцам живописности, игры светотени, естественной причудливости форм. Характерно, что на неорусский стиль Никольского храма не оказал влияния изощренный язык модерна, признанным мастером которого был Ф. О. Шехтель. Чистота и логическая ясность форм, естественная динамика композиции вот основа его архитектурного языка. Даже очертания "ломаных" бочек, отличных от скругленных старорусских, определяются влиянием материала теса (вместо лемеха), а не сознательным приемом.
Целостностью отличается и интерьер храма, где боковые помещения органично вливаются в центральное пространство под шатром. В гармонии с архитектурой решены и малые формы: лавки, ограждения клиросов, аналои и даже подсвечники. Не нарушает впечатления старины и большое паникадило.-.хорос в центральной части храма. К древним образцам восходит и расписной трехъярусный (тябловый) иконостас, собранный из икон XVI.-.XVII веков, уникальный случай органичного синтеза "новодельной" архитектуры с древними живописными подлинниками. Ансамблевая слаженность, равновесие частей и деталей (даже в расположении икон) делают храм уникальным произведением искусства.
Церковь была освящена 20 июля 1916 года в присутствии великой княгини Елисаветы Феодоровны, московского губернатора, градоначальника, командующего войсками Московского военного округа, командиров ополченческих бригад, офицеров Тульской дружины, окрестного населения. Несколько слов о значении храма сказал профессор богословия, священник И. Ф. Артоболевский. Сохранились фотографии, передающие внешний и внутренний вид возведенного храма.
В трудные для Церкви советские годы храм у Соломенной сторожки оставался островком православия сравнительно долго. Количество прихожан после закрытия в округе других храмов увеличилось с 300 до 2000 человек. В нем служили такие замечательные священники, радетели духовного и нравственного просвещения народа, как о. Василий Надеждин (скончался в ссылке в Кеми в 1930 году), о. Владимир Амбарцумов, о. Михаил Шик (оба расстреляны в 1937 году), о. Михаил Славский (погиб в ссылке в 1933 году).
Построенный каркасным способом храм с трудом вмещал прихожан и вызывал беспокойство Шехтеля за его техническое состояние. Обращаясь в середине 20х годов в Строительную комиссию с докладной запиской, он, чтобы спасти церковь, советовал при своем участии установить постоянный технический контроль, обить внутри стены асбестовыми листами или толстым шведским картоном, устроить электрическое отопление, поддерживать в сухом состоянии подполье и прочее. Он писал: "Кроме технических мер для поддержания жизнеспособности этой летней, легкой постройки, я очень настаиваю на том, чтобы украсить храм внутри росписью. Сделать его радостным и благолепным, чтобы его полюбили прихожане и, может быть, удовольствовались без новой церкви. Весь бело-светлый внутри, с райскими цветулями, он должен очаровать их и заставить не жалеть сравнительно небольшие затраты на окончательное усовершенствование его. <...> Роспись внутри храма церкви сделает мой сын Лев Федорович и дочь Вера Федоровна - художники, по моим эскизам, в характере Ферапонтова монастыря и по другим источникам XIV веков. Я не сомневаюсь, что коллегия Наркомпроса по моему представлению объявит ее заповедною, ввиду ценных древних образов и вообще несомненного интереса, как - то праздники XV ст. Местный образ Спаса письма царского живописца Симона Ушакова или его ученика Несвицкого. Хоругви шиты по моим эскизам графиней М. Д. Бобринской. Свечи, хорос, большое паникадило выкованы по моим рисункам мастерами дружины, также кожаные панно по низу иконостаса цветулями. Все вновь жертвованные иконы, не представляющие из себя древней ценности, следует принимать с благодарностью и сдавать в ремонт...". В конце докладной записки он сообщает, что "измыслил" способ, как сделать из летней церкви зимнюю путем обивки изнутри двухвершковыми толстыми досками. Трудно поверить, что безбожные власти могли бы разрешить роспись храма и капитальный ремонт. К тому же вскоре, в 1926 году, 67 летний архитектор скончался.
После закрытия в 1935 году храма были сломаны звонница и шатер. По свидетельствам старожилов, некоторое время в нем еще продолжалась служба и крестили детей. Но вскоре в интерьере разместили общежитие. В 60е годы церковь окончательно снесли, на ее месте был построен многоэтажный дом № 4 по улице Дубки.
Церковь 675-й пешей Тульской дружины
в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки.
Храм сгорел в 1950-х годах.
фото - середина 1910-х
Интерьер. Вид с запада. Фото 1916г.
Интерьер. Вид с востока. Фото 1916г.
Фрагмент иконостаса. Фото 1916г.
Поделиться32008-11-23 15:55:17
Святых благоверных князей Российских страстотерпцев Бориса и Глеба храм
Впервые церковь Бориса и Глеба упоминается в 1483 году как деревянная. В древнерусской летописи — "Софийском Временнике", где упоминается о грандиозном Пожаре 28 июля 1493 года, записано, в частности, что "...выгоре посад за Неглимною от Духа Святаго по Черторию и по Борис-Глеб на Орбате...".
В 1527 году значится в летописях уже как каменная церковь, построенная по повелению великого князя Василия Ивановича. Как полагают, в середине XVI столетия храм считался даже собором и имел особое значение, так как был местом царского моления перед началом военных походов.
Царь Иван Грозный отправлялся к этой церкви с крестным ходом и получал напутственное благословение. Вот как описывал летописец такое действо 21 мая 1562 года: "...Царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии шел на свое дело Литовское, а стояти ему в Можайску. А шел царь и великий князь к Борису и Глебу на Арбат пеш за образы, а с ним царь Александр Казанской и бояре и дети боярские многие, которым с ним быти на его деле, а со образы шел архиепископ Ростовский Никандр и архимандриты и игумены. И слушал царь и велики князь обедню у Бориса и Глеба на Арбате".
В том же 1562 году, 30 ноября, царь Иван Грозный, вновь решив пойти на "безбожную Литву", отправился после моления в кремлевских соборах крестным ходом к церкви св. Бориса и Глеба. Во главе хода с царем шли Московский митрополит всея Руси Макарий и Никандр, архиепископ Ростовский, в сопровождении священников "...к святым страстьтерпцем к Борису и Глебу на Орбат, и чюдотворным образом Пречистые Богородицы Милостивые еже бе тот чюдотворный образ Пречистые. С прародителем его, с великим князем Дмитреем Ивановичем был, егда князь велики Дмитрей победи безбожного Мамая на Дону".
За царем, его семьей, архиереями следовало воинство, и все они слушали обедню в храме и "молебная совершив". Летописец подробно сообщает, о чем молился царь и присутствовавшие в церкви: "...чтобы их христиан ради святых молитв Господь Бог путь его царю дал мирен и безмятежен и победу на враги его, где же бы дом Пречистые Богородицы и град Москву и вся живущая в них и все грады государства его от всякого злаго навета Бог сохранил".
Борисоглебский собор был и местом встречи царя после великих походов. Известно летописное описание встречи у Бориса и Глеба 21 марта 1563 года после взятия русскими Полоцка.
В самом конце XVII века один из именитых прихожан, Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, занимая в Монастырском приходе место главного судьи, пристроил к Борисоглебскому храму придел Воскресения Господня. С течением лет придел стал своеобразной домовой церковью, в ней служил особый священник, и Мусины-Пушкины содержали придел, запирая его своим замком. Здесь же погребались и члены рода графов Мусиных-Пушкиных.
С 1677 года известен другой придел храма во имя иконы Казанской Божией Матери, где еще в XVII веке хоронили представителей другого знатного рода — Бестужевых.
В середине XVIII века Борисоглебский храм на Арбатской площади стал настоящей ареной столкновения представителей этих двух известных московских фамилий. Все началось с идеи коренной перестройки древней Церкви. Как известно, вторая половина XVIII века была довольно драматичным периодом в истории московской церковной старины. Чрезмерное увлечение западными архитектурными стилями и забвение национальных традиций привели к массовой сломке старомосковских храмов с их пятиглавиями, наличниками, шатровыми колокольнями. На их месте строились церкви, своими куполами, колоннами, колокольнями и декоративными украшениями напоминавшие скорее Рим, Вену и Париж, чем старую православную Русь.
Подобное случилось и на Арбатской площади. История сломки старого храма св. Бориса и Глеба и строительства на его месте нового весьма драматична. В 1871 году известный церковный историк Москвы Н.П. Розанов нашел в архиве Московской духовной консистории связку дел об этой истории и опубликовал на их основании статью. Доверимся же этому серьезному исследователю и проследим захватывающую хронику сноса старой и строительства новой церкви.
Возвращенный из ссылки вступившей на престол Екатериной II именитый прихожанин, действительный статский советник, сенатор (произведенный к тому же в генерал-фельдмаршалы), граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин объявил, что берется на свои деньги построить новое здание Борисоглебской церкви. Далее дело шло по традиционному пути.
В ноябре 1762 года приходской священник Иоанн Иванов подал Московскому архиепископу Тимофею прошение о постройке храма. 3 апреля 1763 года митрополит дал разрешение на сломку старого и постройку нового здания. Обычный в этих случаях ход событий был неожиданно нарушен решительным противодействием со стороны Мусиных-Пушкиных, имевших в приделе своеобразную домовую церковь.
Потомки Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина наотрез отказались дать разрешение на сломку их церкви-придела с гробами предков. Дело встало. Мусины-Пушкины стали доказывать, что новый храм можно построить, не разрушая особо устроенный придел. Однако жертвователь на храм А.П. Бестужев-Рюмин и приглашенный им известный архитектор Карл Бланк настаивали на строительстве нового здания непременно на месте старого.
Теперь все зависело от окончательной позиции Московской духовной консистории и конторы св. Синода.
Церковные власти и архиепископ Московский, обсудив ситуацию, постановили в 1763 году сломать старый Борисоглебский храм, а Бестужеву-Рюмину при новой церкви построить придел во имя Воскресения Христова, куда и перенести гробы Мусиных-Пушкиных. Однако и это компромиссное решение, видимо, не устроило потомков древнего графского рода, не хотевших терять домовый храм и тревожить покой своих предков.
В сентябре 1763 года служитель Мусиных-Пушкиных даже не допустил пришедших из консистории в свою придельную церковь. Лишь приехавшая в октябре 1763 года из Петербурга графиня Алевтина Платоновна Мусина-Пушкина, скрипя сердце, дала разрешение на разборку семейной святыни. Таким образом, исчезло последнее препятствие, и к середине следующего 1764 года церковь св. Бориса и Глеба с приделами была разобрана. Тогда же А.П. Мусина-Пушкина перенесла гробницы своих родителей и предков в Кремлевский Чудов монастырь, где также были древние захоронения рода.
Борисоглебскую церковь строили долго — пять лет. В новом храме также устроили два придела — Казанский и Воскресенский. Последний как бы напоминал о домовом храме Мусиных-Пушкиных и перипетиях, связанных со сносом старинного памятника.
Новую, изящную, с огромным куполом церковь освятили 6 декабря 1768 года. В нее перенесли многие древние святыни старого храма, а в алтарь поместили и портрет храмоздателя графа Бестужева-Рюмина.
Опустошительный московский пожар 1812 года пощадил новый храм. Пострадавшие же от пожара церкви Филиппо-Апостольскую, Тихоновскую, Иоанно-Милостивскую, Космодамиановскую и Ризположенскую приписали к Борисоглебскому храму. Некоторые из этих церквей вскоре разобрали за ветхостью, а материал от их разборки употребили на сооружение третьего и четвертого (Ризположенского и Марии Магдалины) приделов Борисоглебского храма. Многие иконы и утварь из упраздненных церквей перенесли в храм Бориса и Глеба.
В нем хранились многие почитаемые богомольцами святыни: большая древняя икона св. Бориса и Глеба с житием (XVI век), икона св. Иоанна Милостивого (XVI век) из одноименной церкви, снесенной в 1817 году, образ св. Нила Столобенского с частью мощей и др.
Храм подновляли в XIX веке. Придельные его иконостасы были сооружены из позолоченной бронзы.
Наступивший XX век обернулся трагедией для храма, неразрывно связанного с историей Арбата. Уже первые послереволюционные годы принесли много волнений его прихожанам. Вслед за насильственным изъятием церковного серебра в конце 1923 года некое общество "Культурная смычка" возбудило ходатайство о закрытии церкви и передаче ее здания под клуб. Руководство Музейного отдела Наркомпроса немедленно обратилось в Моссовет с письмом, в котором указывалось, что Борисоглебская церковь построена знаменитым Карлом Бланком в 1764 году и является "одним из лучших образцов барокко в Москве". Внутренняя отделка, указывали специалисты, представляла собой отличный образец стиля ампир. Реставраторы настаивали на "полной неприкосновенности памятника". Власти прислушались к авторитетному мнению, и "Культурной смычке" был дан отказ.
Но уже тогда четко определилось враждебное отношение к Борисоглебскому храму. Инструктор административного Моссовета некто Фортунатов в начале 1924 года докладывал начальству, что "группа верующих храма не желательна по своему социальному составу". Сценарий был определен.
Но судьба отпустила еще пять лет жизни историческому храму Арбата. Наступил 1929 год — первый страшный год для православной Москвы, когда разом были закрыты десятки церквей. Новое законодательство в отношении государства к церкви позволяло сравнительно легко, в административном порядке закрывать и затем сносить храмы первопрестольной.
Православный Арбат с его переулками пострадал на рубеже 1920-1930-х годов особенно жестоко. Арбат и Приарбатье в целом потеряли в те страшные годы большую часть украшавших его храмов.
Городские власти сделали арбатские храмы экспериментальным полигоном сооружения безликих жилищ рабочих, вероятно, с целью "разбавить" арбатское дворянство и интеллигенцию пролетарским элементом.
Инициаторами атеистического наступления на Борисоглебский храм выступили члены Хамовнического райсовета, просившие Моссовет разрешить им снести памятник для расширения площади. Просьба была передана в административный отдел Моссовета, давшего в духе того времени заключение: "...церковь расположена как бы на островке Арбатской площади, причем со всех четырех сторон наблюдается усиленное и беспорядочное движение, грозящее жизни и безопасности проходящим гражданам". Повод для уничтожения храма был найден.
Против уничтожения арбатского памятника старины выступили музейные работники, обратившиеся в июле 1929 года с письмом протеста в Президиум Моссовета. Специалисты предлагали для улучшения движения снести двухэтажный дом перед храмом и указывали на возможность уменьшения широких тротуаров, "т.к. пешеходное движение здесь ничтожно". Но разве эти основания могли повлиять на Президиум Моссовета, состоявший из людей, безразлично или даже враждебно относившихся к старой Москве?
4 октября Президиум Мособлисполкома принимает решение о сносе Борисоглебского храма, указав в постановлении, что "...здание церкви Бориса и Глеба на Арбатской площади стесняет движение и, кроме того, по проекту новой планировки указанной площади подлежит сносу...".
В долгой летописи храма начинался самый короткий, но самый драматичный период его истории. У защитников храма-памятника — архитекторов, реставраторов, верующих прихожан — оставалось всего два месяца. Именно этот срок отводило новое законодательство общине для обжалования решения московских властей.
Если реставраторы и музейные работники почти без борьбы уступали предыдущие арбатские храмы, то октябрьские решения 1929 года были встречены в Центральных реставрационных мастерских в штыки. На заседании архитекторов и реставраторов ЦГРМ 16 октября 1929 года под председательством П.Д. Барановского было принято следующее однозначное решение-протест, которое стоит процитировать полностью: "Подтвердить, что здание церкви Бориса и Глеба, выполненное по проекту архитектора Бланка, является памятником XVIII века выдающегося историко-архитектурного значения как по своим строго выдержанным формам и наружной обработке, так и по внутреннему, отвечающему внешнему облику устройству. Отметить целесообразность в смысле разгрузки площади — сноса находящегося на таковой двухэтажного здания, не имеющего историко-художественного значения. Резюмируя все вышеуказанное, признать уничтожение ценного и хорошо сохранившегося памятника совершенно необоснованным и нецелесообразным, ввиду чего считать необходимым принять меры к его сохранению".
В тот же день, 16 октября, и приходский совет направил заявление в Президиум ВЦИК в защиту храма. Верующие писали, что церковь обслуживает большой район, она недавно отремонтирована на средства прихода. Но все было напрасно, высшая власть оказалась беспощадна и к уникальному памятнику, и к религиозным чувствам своего народа. В преддверии Рождества 20 декабря 1929 года Президиум ВЦИК постановил закрыть и снести сразу три старинных памятника — Борисоглебскую церковь на Арбатской площади, храмы Неопалимой Купины по Новоконюшенному переулку и Марии Египетской в Сретенском монастыре.
Древнейший арбатский храм, не раз отстраивавшийся после бедствий и пожаров, помнивший страшный пожар 1493 года, великого князя Василия III, крестные ходы и моления царя Ивана Грозного и митрополита Макария, поменявший свой образ и архитектуру благодаря вельможному генерал-фельдмаршалу графу А.П. Бестужеву-Рюмину, доживал последние дни. Не злые иноземцы, не пожар и молния, а атеистическая власть, не признававшая старую историю России и ее памятники, разрушала православную святыню. Жаловаться больше было некуда, и в феврале 1930 года Борисоглебский храм закрыли. Вскоре вывезли в хранилища Музейного фонда древние иконы, церковные пелены и облачения, а колокола, золоченые иконостасы, подсвечники и другую металлическую утварь передали на утилизацию.
Оставленный верующими, опустевший храм с разбитыми стеклами еще долго стоял на Арбатской площади. Лишь в ноябре 1930 года Моссовет прислал рабочих и грузовик и был начат снос церкви. Архитектор-рестовратор Б.Н. Засыпкин и студенты Московского университета успели провести обмеры разрушаемого памятника. Исчезла еще одна уникальная страница каменной летописи города…
В 1930 году храм был разобран. Сведения о церковной утвари, иконах и других предметах церковного быта, оставшихся после разборки церкви, обнаружить в полном объеме на сегодняшний день не представилось возможным. "То место, которое выбрали для часовни, — сказал автор проекта, архитектор Юрий Семенович Вылегжанин, — очень святое, ранее там находился храм Тихона, тоже снесенная ранее церковь. И было решено, что если мы создаем одну часовню Бориса и Глеба, то, само собой разумеется, мы должны как-то запечатлеть и снесенный храм Тихона. Поэтому нами было найдено решение, один из приделов часовни будет приделом Тихона. Размер часовни увеличился. В связи с этим получилась церковь-часовня или храм-часовня. Она будет действующей. Раз мы строим часовню, то пусть это будет храм-часовня, и пусть она будет на два метра шире. От этого возможность для службы в ней будет более удобной и для священнослужителей, и непосредственно для мирян. Тем более, на Арбатской площади мало действующих церквей, а плотность населения большая. И лишние два-три метра в площади пойдут только на пользу".
Сохранившееся фото
Наши дни. Храм Часовня.
Отредактировано Garry171 (2008-11-23 15:56:17)
Поделиться42008-11-23 16:01:14
Святителя Тихона Амафунтского церковь.
Не нашёл никакой информации кроме фотографии.
И места расположения, Арбатская площадь на месте где сейчас стоит Храм-Часовня Бориса и Глеба.
Поделиться52008-11-23 16:17:50
Святителя Александра, Патриарха Константинопольского храм
Бутырский вал, 26.
Постр. в 1891—92 (арх. А.С.Каминский) на средства купца А.И.Золотарского при приюте для сирот-мальчиков и бесплатных квартирах для вдов духовенства, созданном в 1882 попечительством храма свт. Василия Великого (постр. на углу Тверской и Васильевской ул.; в 1816—30 — храм, в 1841—45 — трапезная, разрушен в 1935). В 1912 с сев. стороны (правая алтарная часть) осв. придел великомученицы Анастасии Узорешительницы. В 1922 властями изъято свыше 3 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари.
В 1920-х закрыт вместе с приютом. В нем до 1990 находилась лаборатория химико-технологического ин-та им. Д.И.Менделеева.
В 1991—93 бизнес-центром сколоты почти все оставшиеся росписи. В 1993 у стен храма был совершен молебен. В 1994 здание занял коммерческий банк. Храм не освобожден, богослужения не возобновлены.
В скором времени схожу туда хотябы фото добоавлю...
Поделиться62008-11-23 16:20:58
Рождества Пресвятой Богородицы храм.
Бутырская улица, 56.
Постр. в 1682—84 на Бутырской ул. (ранее — дворцовое село; назв. «бутырки» означает небольшое селение, отделенное от главного села полем или лесом) в выборном солдатском Бутырском полку полковника Р.Жданова, на месте деревянного полкового храма (1646—47). Пятиглавый, квадратный, двухстолпный с двумя приделами, четырехстолпной трапезной. Отдельно стоящая шатровая колокольня имела четыре яруса с 40 оконцами—слухами (резонаторами), столько, сколько колокольня храма Николы Явленного на Арбате.
В 1812 наполеоновские войска устр. в храме продовольственный склад, разрушили фрески, повесили на Христовом Распятии старосту прихода.
В 1814 полностью восстановлен.
В нач. 1920-х прекращены регулярные богослужения, в 1930 закрыт. Находится на территории завода. Обезглавлен, перестр., занят цехом. Снесены верх надвратной колокольни, приходская школа и богадельня. В 1970 взорван переход между сохранившимся нижним ярусом колокольни и храмом. На этом месте постр. цех. Разрушена зап. половина трапезной (приделы свт. Николая Чудотворца и преп. Сергия Радонежского) и между ее оставшейся частью и главным престолом храма постр. новое заводское здание.
Сохранившийся, выходящий на улицу первый ярус колокольни в нач. 1990-х возвращен РПЦ. В нем устр. алтарь с приделами преп. Сергия Радонежского и св. благоверного кн. Димитрия Донского (осв. в 1998 малым чином). На облицовке сохранились поливные изразцы XVII в.
А что же остальная часть храма? Её можно увидеть, свернув в близлежащий переулок и перейдя на Новодмитровскую улицу. Там стоит обрубленный, обшарпанный четверик храма, его основная, соборная часть. Свою роль сыграло положение нового корпуса – из-за бюрократической волокиты памятником архитектуры считается только обрубок колокольни (на нём висит соответствующая надпись), стоящий на Бутырской улице, д. 56. А остальная часть храма юридически находится на Новодмитровской улице, д. 47, и поэтому памятником не является. Храм изуродован донельзя: прямо в древних стенах сделаны щели, сквозь них проходят трубы, сбоку, где были приделы, и вовсе надстроено непонятно что. Прямо из центральной абсиды уродливо торчит труба, слева пробито окно, вывалились отдельные кирпичи.
За храм идёт борьба между церковью и дирекцией завода: последняя до сих пор отрицает ценность этого здания и считает его своим цехом. В 90-е гг. Правительство РФ несколько раз предписывало передать храм верующим, но завод игнорирует это. 15 апреля 2000 года Путин, будучи ещё премьер-министром, подписал указ, предписывающий ММЗ "Знамя" в течение одного месяца передать здание храма верующим. Прошло 6 лет - завод и не думает сдаваться. Последний суд церковь выиграла, но дирекция завода подала апелляцию. Такая борьба показывает, что храм действительно нужен обеим силам, только верующим – на благо, а заводу – для прибыли. И остается только желать, чтобы уникальный храм возродился, и Бутырская улица снова обрела своё главное украшение!
P.S. Cвежие известия относительно судьбы храма Рождества Пресвятой Богородицы на Бутырках. Изуродованнный четверик церкви, использовавшийся ММЗ "Знамя" в качестве цеха, по судебному решению изъят из собственности завода и передан во владение государству. Таким образом, завод больше не имеет никаких прав на остаток храма и сейчас выносит оттуда своё имущество. Но этим проблемы не заканчиваются: предстоит долгая процедура передачи храма из рук государства во владение церкви, затем начнётся восстановление разрушенного. Кроме того, вопрос о сносе огромного корпуса завода 70-х гг. пока не стоит, что серьёзно затрудняет воссоздание всего комплекса церкви в первоначальном виде.
Всё что осталось...
А вот что было...
Поделиться72008-11-24 22:34:37
Илии пророка церковь.
Воронцово поле улица, 16.
Постр. в 1653—54, 1702. Первоначально на этом месте был храм Благовещения с приделами Параскевы Пятницы и пророка Илии, постр. в 1514-18 по распоряжению Василия III арх. Алевизом Фрязиным на земле, принадлежавшей в XIV в. боярам Воронцовым-Вельяминовым, отсюда — Воронцово Поле (Благовещение (25.III.) — день рождения Василия III). В 1612 при этом храме похоронены организатор первого земского ополчения П. Ляпунов и погибший вместе с ним дворянин Ржевский. В 1653-54 (по др. ист. -1658) рядом с храмом 1514—18 царь Алексей Михайлович постр. каменный храм Пророка Илии с сомкнутым сводом, завершающийся двумя шатрами на четырехскатной кровле (заменил прежний одноименный храм, известный с 1629, преемник храма 1514—18). В 1702 на средства братьев кнн. И.П. и М.П. Гагариных рядом с храмом 1653—54 постр. новый, пятиглавый — Благовещения Пресвятой Богородицы с одноименным главным престолом. В связи с этим Благовещенский престол старого (1653—54) храма переосв. в честь мученицы Параскевы Пятницы. В 1745 — обновлен, coop. основная часть колокольни. В 1840 вместо прежних трапезных обоих храмов выстр. новая, обширная в стиле ампир, с приделами пророка Илии пмученицы Параскевы Пятницы. Старый храм стал сев. притвором нового (1702) храма. В 1876-78 перестр. (арх. П.П.Зыков).
Основной храм — двусветный, четырехугольный в плане, завершенный декоративным рядом закомар. Бесстолпный.
В 1928 закрыт. С 1930 в нем Музей восточных культур (с 1962 - Музей искусства народов Востока). Перестр. В 1932-35 разрушены купола, шатровые завершения, колокольня. В 1965 на месте алтарей основного храма постр. склад.
Богослужения не возобновлены.
фото 1882 г.
фото 1881 г. (колокольня)
Поделиться82008-11-24 23:04:59
Воскресенская церковь.
Дмитровка Большая улица, 13.
Подклет церкви Воскресения в Скоморошках, 1600 г. Церковь редкой - годуновской - датировки была упразднена после пожара 1812 г. и разобрана, но белокаменный подклет включен в полуподвальный этаж существующего дома. Ныне дом приведен в аварийное состояние в результате прокладки коллектора. 31.07.98 вышло распоряжение мэра Москвы о сносе здания.
Поделиться92008-11-25 22:25:54
Святителя Николая Чудотворца церковь.
Долгоруковская улица, 23-а.
Построна в 1672— 1712 (в 1703 — главный храм) усилиями местного священника К. Федорова, на средства прихожан и пожертвования, на месте деревянного храма святителя Николая Чудотворца (первая четв. XVII в.). Главный престол — Смоленской иконы Божиеи Матери. В сер. XVIII в. при однобокой трапезной построена колокольня.
В 1904 перестроена архитекторами С.Ф.Воскресенским и Н.С.Кордюковым, осв. приделы в новой трапезной — святителя. Николая Чудотворца и Зачатия святого Иоанна Предтечи (арх. С. Ф. Воскресенский и Н. С. Курдюков), coopужена новая колокольня, окончена внутренняя отделка (храм вмещал до 4 тыс. прихожан).
В 1922 властями изъято свыше 17 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. В нач. 1930-х захвачен обновленцами, их лидер — А. И. Введенский в 1934, после закрытия храма Петра и Павла на Ново-Басманной, перенес сюда свою кафедру. В 1936 закрыт. Занят «Союзмультфильмом». Вост. (древняя) часть перестроена в пятиэтажный дом. К трапезной (со сводами без столпов) с приделами и колокольне (четырехугольная с двумя восьмигранными ярусами) сделаны пристройки.
Поделиться102008-11-25 22:34:36
Святителя Николая Чудотворца храм.
Знаменка улица.
Разрушен.
О популярности этой высокой и праздничной церкви говорит число ее названий: "что в Стрелецкой слободе", "против Боровицкого мосту у богаделен", "у Знаменской решетки" (улица запиралась на ночь на решетку). 19 октября 1682 года был освящен каменный храм, построенный напротив прежнего, на западной стороне улицы, на деньги и радением стрельцов и простоявший до 1932 года. Трапезную и колокольню пристроили в 1807-1810 годах.
Поделиться112008-11-25 22:36:00
Знамения Пресвятой Богородицы храм.
Знаменка улица.
При осаде Новгорода в 1170 году новгородский архиепископ выносит на крепостную стену икону Богоматери, в нее ударяется стрела, и на Богородичном лике появляются слезы. В тот же момент гнев небесный покарал наступавших. Одержав решающую победу, новгородцы установили с той поры праздник Знамения Пресвятой Богородицы.
На одном из колоколов церкви Знамения Богоматери надпись "подаянием приходских людей" датировалась 1600 годом. Но первый храм появился еще раньше. В самом начале XVII века он упомянут в протоколах допросов сторонников Дмитрия Самозванца. Под пыткой один из них признавался: "…который де вор назывался царем Дмитрием… с Москвы, от Знаменья Пречистыя из-за конюшен попов сын Митка".
Церковь возвышалась на углу Знаменки и Большого Знаменского переулка. Каменный храм упоминается в 1657 году, колокольня в 1667-м, но основательно перестраивалась, в том числе в XVIII веке, когда добавилась трапезная. Позднейшие "обновления" изрядно подпортили и храм, и колокольню.
1930 год вошел в историю страны постановлением ВЦИК о раскулачивании. В Москве в этот год был закрыт последний монастырь - Даниловский - и запрещен колокольный звон. Неожиданность впечатления сформулировал Осип Мандельштам: "Без голоса Иван Великий / Как виселица прям и дик". Колокола свозили на электролитный завод и переливали для треста "Рудметаллторг". В 1931 году требующая исследования и реставрации церковь Знамения Богородицы была снесена, и теперь вместо нее площадка для автомобилей Министерства обороны.
Поделиться122008-11-25 22:45:35
Рождества Иоанна Предтечи храм.
Колодезный переулок, 3-б.
Постр. в 1915—17 (арх. Н.Л.Шевяков) на средства купеческой вдовы О.А.Титовой при Сокольническом отделении городского работного дома и Дома трудолюбия, куда направляли для привлечения к труду нищих. Верхний храм — Рождества Иоанна Предтечи, нижний (в подклете) — апостола Матфея (для отпеваний; осв. в июне 1917), coop. в память о муже и сыне храмоздательницы.
Сочетание стилей модерн и русско-византийского. Вмещал до 800 человек. В XVII—XVIII вв. на этом месте находился храм Преображения Господня (Воскресения Христова; 1670), к-рый в сер. XVIII в. был разобран.
В 1924 закрыт. Оказался на территории электромеханического завода. Обезглавлен. Перестр. Был занят под цех.
Богослужения не возобновлены. Возвращен РПЦ в 1997. Со 2.Х.98 - Патриаршее подворье.
Поделиться132008-11-25 22:47:23
Смоленской иконы Божией Матери храм.
Короленко улица, 3.
Осв. в 1910 в честь Одигитрии, каменный, пятиглавый, с шатровой колокольней (арх. А.Ф.Мейснер), в убежище для неизлечимых больных (Дом призрения им. И.Д. Бабаева), заложенном вместе с храмом в 1900—02 на средства города, в память коронования имп. Николая II. В 1923 закрыт. Использовался как служебное помещение кожно-венерологического института и городской кожно-венерологической больницы № 14 им. В.Г.Короленко. Разрушены 4 боковых главки, луковичное завершение пятой, шатер колокольни. Сохранилось внешнее и внутреннее арх. убранство.
Богослужения не возобновлены (храм не освобожден).
Поделиться142008-11-25 22:51:25
Спаса Преображения церковь.
Кремль.
Церковь Спаса Преображения на Бору Повторяла формы храма ХVI века. Была разобрана при реконструкции Кремля в 30-е годы ХХ века.
Поделиться152008-11-25 22:56:53
Алексеевский Архангело-Михайловский монастырь.
Кремль.
Чудов монастырь (Алексеевский Архангело-Михайловский) находился на территории Московского Кремля, на так называемой Царской (или Ивановской) площади. Он был основан в 1365 году митрополитом Алексием, наставником князя Дмитрия Донского. Название свое монастырь получил от церкви Чуда архистратига Михаила. По преданию, он был построен на месте, где ранее находилось посольство Золотой Орды, так называемый "Ханский двор".
С конца XIV в. монастырь стал центром русского книгописания. В 1917 году в комплекс входило четыре храма.
В 1929 году Чудов монастырь, так же как и примыкавший к нему Малый Николаевский дворец и находившийся рядом Вознесенский монастырь, был разрушен. На этом месте новая власть построила здание Школы красных командиров, в котором в дальнейшем размещался Президиум Верховного Совета СССР.
Чудов монастырь после обстрела большевиков.
Поделиться162008-11-27 19:53:53
Преподобного Сергия Радонежского храм.
Куусинена улица, рядом с 6 домом.
На Ходынском поле. Воссоздается.
Его предшественник, деревянный храм, постр. в 1892 на средства почетных граждан Москвы (арх. И.П.Херодинов) на Ходынском поле, в середине лагеря войск Московского военного округа, при летних казармах. Осв. в 1893. Главный престол — преп. Сергия Радонежского, приделы — св. благоверного кн. Александра Невского и Марии Магдалины (на средства общества хоругвеносцев кремлевских соборов и м.) и свт. Николая Чудотворца (на средства В.И.Байкова).
После 1917 полностью разрушен (на его месте устр. плац, где проходили репетиции военных парадов).
Это был украшенный резьбой деревянный, в стиле древнерусской архитектуры, шестиглавый храм. На трех сторонах колокольни — башенные часы. Четырехъярусный иконостас (94 иконы, худ. Ф.Е.Кудряшов) — копия иконостаса кремлевского Успенского собора.
Поделиться172008-11-29 17:12:45
В честь иконы Божьей Матери Владимирская церковь.
Никольская улица, угол Новая площадь.
Церковь иконы Божьей Матери (в центре на фото)(конец XVII века) и колокольня. Уничтожены в 1933-1934 годах при расширении Лубянской площади.
Поделиться182008-11-29 17:14:55
Апостола Иоанна Богослова храм.
Новая площадь, 2.
Постр. в 1825—37 в едином ансамбле с домами причта и с колокольней (конец 1840-х) на месте одноименного каменного храма (1658, coop. вместо деревянного, известного с 1493). Название произошло от росшего (до 1775) рядом с алтарем храма 1658 большого старого вяза. В 1882 обновлен, поставлены новые иконостасы.
В стиле классицизма. Двухэтажный. В сводчатом цокольном этаже (теплый храм ранее выполнял роль подклета) были: главный престол — Покрова Пресвятой Богородицы (1829) и приделы — сет. Николая Чудотворца (юж., 1835), сет. Митрофания Воронежского (сев., 1834). В верхнем храме (1837), ныне поделенном на 4яруса, были: главный престол — Иоанна Богослова и приделы — Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки. Одноглавый. Купол на высоком световом барабане, окруженном ионическими колонками. На боковых фасадах — пилястровые портики. Вост. фасад с шестиколонным портиком. К зап. фасаду в конце 1840-х пристр. квадратная колокольня в стиле поздний ампир. Сохранились арочные ворота с фигурными украшениями, сев., юж. и дворовый флигели (1850) в стиле ампир.
В 1925 закрыт. В храме размещались архив, коммунальный музей и с 1934 — Музей истории и реконструкции Москвы. Внутреннее убранство уничтожено, coop. межэтажные перекрытия, главы над храмом и колокольней разобраны. Ремонтировался в 1978—79. Богослужения не возобновлены.
Поделиться192008-12-02 08:17:45
Рождества Пресвятой Богородицы храм.
Петровка улица, 13/20.
Построен в 1657 году, закрыт в 1927, РАЗРУШЕН в 1928 году. Ранее на этом месте существовал древний Храм, известный с 15 века. В настоящее время на фундаменте Храма возведена часовня Рождества Пресвятой Богородицы.
Поделиться202008-12-02 08:22:00
Воскресения Христова церковь.
Покровка улица, 26.
Постр. в 1733—34 (предп. арх. И.А.Мордвинов) нижний храм, к-рый включил нижний ярус храма 1652, на средства жителей бывшей Барашевской слободы («бараши» — царские слуги, возившие в походы шатры царя). Осв. в память Обновления храма Воскресения Христова, в к-ром находится Гроб Господень. В 1754—73 надстр. колокольня и coop, верхний храм (по преданию гр. А.И.Шуваловым) с престолом Воскресения Словущего, приделами Захария и Елисаветы (по тезоименитству имп. Елизаветы) и мученика Севастиана (ко дню ее рождения). При имп. Елизавете Петровне увенчан главой в виде короны, что дало повод для легенды о том, что здесь она венчалась в 1742 с А.Г.Разумовским. В память о находившемся на этом месте храме праведных Симеона и Анны (1652) в 1739 в нижнем храме осв. одноименный престол. В связи с разборкой башни Покровских ворот находившийся там образ Покрова перенесли в нижний храм, в к-ром престол вместо свв. Симеона и Анны стал Покрова Пресвятой Богородицы, а в трапезной осв. новый придел праведных Симеона и Анны. В 1837 обновлен верхний храм Воскресения Словущего. Севастиановский и Елисаветинский приделы переименованы во кия Алексия, человека Божия и свт. Николая Чудотворца. Напоминает дворцовое здание в стиле барокко (сочетание арх. оформления уличного, сев., фасада с окнами в плоских наличниках).
Алтарные части — двухчастные.
Закрыт в 1922, обезглавлен, разрушена колокольня (в нач. 1930-х до первого яруса), сделана пристройка, утрачены золоченая корона на главе купола, иконостасы 1773 и 1774, роспись стен 1837. На месте верхних ярусов колокольни сделана двухэтажная пристройка. Пе-рестр. Был занят советскими бюрократическими учреждениями. Здание не освобождено.
Поделиться212008-12-02 08:25:43
Успенский храм.
Покровка улица.
Одним из главных архитектурных украшений старой Москвы была знаменитая церковь Успения на Покровке, которую искусствоведы считают вершиной достижений московского зодчества XVII века, подведением итогов минувшего столетия и началом новой, петровской эпохи.
Двенадцативерхая церковь была выстроена в 1696-99 годах купцом Сверчковым, проживавшим в сохранившихся доныне древних палатах. Между палатами и храмом располагался сад с прудом (на его месте теперь школьное здание), из сада в храм вела открытая парадная лестница. Второе похожее крыльцо было обращено к Покровке. Успенской церковью восхищался Расстрелли, Баженов ставил ее в один ряд с храмом Василия Блаженного. Церковь была настолько хороша, что согласно легенде, даже Наполеон, распорядившийся пустить на воздух весь Кремль, выставил возле нее специальную охрану. Дмитрий Лихачев вспоминал, что в детстве, впервые увидав Успение, был потрясен настолько, что немедленно задумался о карьере академика. И даже чиновники ленинского правительства не смогли остаться равнодушными, переименовав один из соседних переулков по имени строителя храма Петрушки Потапова, а другой — по имени заказчика Сверчкова.
О красоте церкви говорит и то, что над входом в храм была надпись «Входящий удивись — дело рук человеческих». Кроме того, это любимый храм Федора Достоевского.
Тем не менее, в 1935 году Моссовет принял решение о сносе, и в 1936 году жемчужина зодчества была разрушена под предлогом расширения тротуара, уцелели лишь два резных наличника и портал, эвакуированные на территорию Донского монастыря. Иконостас храма перевезли в трапезную Новодевичьего монастыря, несколько икон хранятся в ГИМе. А дом причта так и остался стоять на краю пустыря, ныне занимаемого летним кафе «Ачучук». Краевед Петр Паламарчук в книге «Сорок сороков» сообщал, что фрагменты западной стены храма сохраняются в составе соседнего домика, но степень их сохранности была неизвестна.
В прошлом году на общественный Совет при Главном управлении охраны памятников был вынесен проект переоборудования дома под увеселительное заведение. Проект предполагал полную реконструкцию здания, с расширением и надстройкой стеклянной мансарды. Однако Совет сошелся на том, что, во-первых, изменение габаритов дома лишит наших потомков возможности воссоздания храма, а во-вторых, дом является постройкой середины XVIII века и не худо бы его сначала исследовать.
С тех пор дело заглохло, но новые хозяева времени даром не теряли. Не дожидаясь согласования, они потихоньку выпотрошили дом изнутри, незаметно вынеся через заднюю дверь все внутренние стены и перекрытия. Одновременно тайные реконструкторы разобрали фанерную пристройку с задней стороны дома, и сами того не желая, явили миру одно из самых невероятных краеведческих открытий современности. Из-под поздней обшивки явилась прекрасно сохранившаяся стена парадного крыльца храма Успения, а также фрагменты нижнего яруса колокольни (внутри дома). Подобные находки уже случались — например, на Арбате можно наблюдать кладку стены храма Николы Явленного, включенную в кирпичный забор советского времени. Но там это лишь несколько древних кирпичей, тогда как в данном случае прекрасно сохранился наружный декор — кирпичные ширинки и резные белокаменные тяги. Низ колокольни уцелел на высоту двух этажей, его украшает портал граненой формы и фланкирующие его полуколонны с капителями. Все это особенно интересно еще и потому, что архитектура именно этой части храма оставалась «белым пятном» — даже на самых ранних изображениях она уже скрыта за пристройками.
* - Статья подготовлена и написана Александром Можаевым. Им же предоставлен весь фотоматериал к данной истории.
Материал предоставлен авторами сайта «Москва которой нет» http://kotoroy.net.
Поделиться222008-12-02 22:39:45
Страстной женский монастырь.
Пушкинская (Страстная) площадь.
Замечательный московский монастырь, освященный во имя Страстной иконы Божией Матери и варварски уничтоженный большевиками, стоял до революции на Тверской улице, там, где сейчас сквер перед кинотеатром "Россия". Его колокольня была точно на том месте, где ныне стоит памятник Пушкину.
Именно здесь в XVII веке в Москве с почестями встречали чудотворную Страстную икону Божией Матери, перевезенную в русскую столицу из Нижегородской области - на месте этой исторической встречи и был основан Страстной монастырь. К счастью, сама икона уцелела в революцию и ныне находится в церкви Воскресения в Сокольниках, на левой, северной стене Петропавловского придела. Как известно, в советские годы эта окраинная, отдаленная от центральной Москвы церковь стала приютом многих московских святынь, привозимых сюда из разрушенных храмов и монастырей.
Страстная икона Божией Матери, славящая исцелениями больных, называется так потому, что на ней рядом с Богородицей изображены два ангела с орудиями страданий - "страстей" Христовых - копьями и крестом. Старинная легенда, связанная с этой иконой, повествует, что в старину в селе Палицах Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, которая была одержима "беснованием": совершенно помешанная, она бегала от людей, скиталась по лесам и не раз пыталась наложить на себя руки. Однажды, придя ненадолго в себя, она стала проникновенно молиться Божией Матери, прося избавить ее от этого бедствия и дала обет уйти в монастырь в том случае, если она выздоровеет. Получив долгожданное исцеление, Екатерина совсем забыла о данном обете и стала жить обыкновенной, полной суеты, мирской жизнью. И один раз на молитве она вдруг вспомнила о своем обещании. На нее напал такой ужасный страх, что от душевного потрясения она слегла в постель. Ночью Екатерина услышала, что кто-то у дверей ее комнаты тихо читает молитву, а потом дверь открылась, и к ней вошла Пресвятая Богородица в багряном одеянии, вытканном золотыми крестами. Она обратилась к больной: "Екатерина! Почему ты не исполнила обета в иноческом чине служить Сыну Моему и Богу? Иди же теперь, возвести всем о Моем явлении тебе и скажи, чтобы живущие в мире воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты; пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитали бы воскресные и праздничные дни, посвященные имени Господню и Моему".
Екатерина не исполнила повеления Богородицы, опасаясь, что ей никто не поверит и примут за сумасшедшую. Видение повторилось еще дважды, а на третий раз она была сильно наказана за свое малодушие: ее парализовало, рот искривился, голова обратилась в сторону, и женщина впала в полное расслабление. Вскоре она была помилована. Снова во сне Екатерина услышала таинственный голос, повелевавший ей немедленно идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им образ Божией Матери, рассказать ему о чудесных явлениях и, собрав именем Пресвятой Богородицы семь серебряных монет, отдать их иконописцу для украшения этого образа. "Когда ты помолишься перед этим образом с верою, то получишь исцеление сама и многие другие", - добавил голос. Екатерина исполнила этот наказ, и, помолившись перед иконой, действительно получила исцеление. С тех пор у образа Божией Матери начали совершаться многие чудеса и исцеления.
Местный землевладелец, боярин Лыков, прослышав об этой иконе, перевел ее в церковь своей вотчины в Палицах. История чудотворного образа на этом только началась, а вместе с ним - и новая страница в летописи московской истории. Страстную икону решили перенести в Москву - и 26 (13) августа 1641 года ее торжественно встречал царь Михаил Федорович со свитой и духовенством на главной московской улице Тверской, или Царской, как прежде она еще называлась. На том месте, где была встречена икона, у Тверских ворот Белого города, царь велел "возградить церковь камену", во имя Страстной иконы, и праздник ей определили тот августовский день, когда икона была торжественно доставлена в Москву. А в 1649 году набожный царь Алексей Михайлович повелел основать тут Страстной "девичий" монастырь. Он и дал дореволюционное название площади Тверских ворот, - Страстная, а потом и местного бульвара. Свое старомосковское имя Страстная площадь носила до 1932 года.
История и судьба Страстного монастыря оказалась тесно связана с Тверской улицей, на которой он был основан - даже после революции их постигла единая участь. Эта улица появилась еще в XIV веке на пути из Москвы в Тверь: "Город Тверь - в Москву дверь". А в памятном для нее XVII веке Тверская стала главной улицей Москвы, отчего и называлась Царской - по этой улице совершались парадные выезды царя, а экипажи иностранных послов и гостей неслись по ней в Кремль. Через сто лет она стала началом дороги в новую российскую столицу - Санкт-Петербург.
Здесь, на Тверской, начиналось все самое новое и лучшее в Москве. И если в ранние петровские времена с ней явно соперничала Немецкая слобода, то потом конкурентов Тверской более не осталось. На этой улице были опробованы почти все виды дореволюционного городского транспорта - отсюда уходили в свой первый путь и дилижансы, и конка, и московский трамвай. И огни первых в Москве электрических фонарей засверкали именно на Тверской. Здесь же, напротив Страстного монастыря, в XVIII столетии был устроен первый московский бульвар - Тверской, а в XIX веке за монастырем появился один из самых молодых и самый широкий бульвар Москвы, получивший имя Страстной.
В середине 1770-х годов обитель сгорела в пожаре - выгорело все, кроме написанных на стенах Боголюбской иконы и образа св. Иоанна Воина. Императрица Екатерина II приказала восстановить Страстной монастырь.
Бедствие в обитель пришло в 1812 году - наполеоновские полчища расположились здесь "на постой". (По какой-то горькой иронии судьбы в соседней с монастырем усадьбе Голицыных разместился штаб главного интенданта наполеоновской армии, где среди интендантских офицеров находился молодой Анри Бейль - будущий писатель Стендаль.) Интервенты разворовали и осквернили монастырь - не только святотатством, но и расстрелами, казнями, допросами сопротивлявшихся москвичей, а один храм и вовсе был обращен в магазин. Монастырь закрыли и заперли, хотя, по историческим свидетельствам, захватчики раз позволили монахиням совершить службу и дали им все необходимое для богослужения.
И в октябре, когда армия Наполеона спешно покинула Москву, именно в стенах Страстного монастыря был отслужен первый в городе благодарственный молебен Христу Спасителю о чудесном спасении Москвы и об избавлении от нашествия иноплеменных. Молебен, на котором присутствовал казацкий генерал Иловайский, отслужил настоятель сгоревшей университетской церкви о.Иона. Эта достоверная история подтверждает московское предание о том, что именно с колокольни Страстного монастыря в Москве раздался первый звон после ухода неприятеля.
И после пожара 1812 года монастырь был роскошно отстроен заново. Достойный ученик Д.Жилярди, русский архитектор М.Д.Быковский построил замечательную надвратную колокольню с шатром и с часами - тогда это было новшеством. Церковь в ней освятили во имя св. Алексия Человека Божия, по именинам основателя Страстного монастыря, царя Алексея Михайловича, а иконы нового храма написал художник В.В.Пукирев - достаточно вспомнить его "Неравный брак".
Монастырь славился в старой Москве своим прекрасным хором и рукоделием монахинь. До революции на площади перед ним происходили летом народные гуляния- в августовский престольный праздник и в шестое воскресение после Пасхи, когда Страстная икона праздновалась еще раз.
К 1917 г. в монастыре было 3 храма с 7 престолами.
СОБОР СТРАСТНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, посреди монастырского двора
Построен в 1641—1646 гг. еще до основания монастыря. Перестроен к 1692 г. Во вновь выстроенный собор для всех трех престолов антиминсы выданы в 1692. Наверху придел Нила Столбенского, устроенный в 1899 г.в боковой галерее вдовой протоиерея Нила Воронцова, служившего в соборе 46 лет. Внизу придельная церковь Михаила Архангела, освящена в 1690 г. У нее приделы: Николая чуд. 1692 г.и на правой стороне в светлой галерее св. влкм. Анастасии Узорешительницы, освященной митр. Филаретом в 1844 г. Работа Быковского для Страстного монастыря началась еще в 1843 г. с отделки интерьера придела Анастасии в зимней церкви. Тут же у дверей покоилась ее глава в раке. Собор большой, пятиглавый, с ходовою папертью. Иконостас в нем новейшего устройства. Стены расписаны в 1870 г ЦЕРКОВЬ АЛЕКСЕЯ ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ, во втором ярусе колокольни
Колокольня построена архитектором М. Д. Быковским в 1849—1855 гг. на месте старой (1697 г. и освященной в 1707 г). Церковь освящена 24 окт. 1855 г. Под нею монастырские ворота. Церковь была в высоком четверике под часами с хорошим ампирным иконостасом и стенописью середины XIX в., с хорами и алтарем, выходящим внутрь монастыря, на собор.
ЦЕРКОВЬ АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКИХ, при трапезной монастыря
С 1855 г. монахини трапезовали при колоколенной церкви. 10 мая 1898 г. была заложена отдельная трапезная у южной стены, выходящей на Страстной бульвар. Средства дала, по завещанию Л. Г. Шишкова, архитектор В. Ф. Жигарлович. При трапезной была небольшая одноглавая церковь, освященная 4 апреля 1899 г. Ограда монастыря построена вместе с колокольнею архитектором М. Д. Быковским в 1849—1855 гг.
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ ...
В начале 1919 г. кельи монастыря были заняты Военным комиссариатом.
30 марта 1919 г. Страстной монастырь был упразднен.
В 1922 г. его захватили обновленцы, устраивавшие здесь между собой безобразные скандалы.
В июне 1924 г. в нем еще жили 204 монахини — и студенты Коммунистического университета трудящихся Востока” .
В апреле 1928 г. его помещения были переданы Центроархиву. Окончательно монастырь ликвидирован в 1928 г.
В начале 1929 г. монастырь был превращен в Центральный антирелигиозный музей—ЦАМ. Из воспоминаний М. Л. Богоявленского: "В соборе монастыря был устроен антирелигиозный музей. В нем были выставлены разные мощи, среди них мощи святителя Феодосия Черниговского, а рядом с ними труп фальшивомонетчика, найденный в лестничной клетке московского дома. Другие мощи состояли из костей, тряпок, бумаг и разного барахла. Я видел оба тела. Мощи Феодосия Черниговского потом были перевезены в Ленинград и помещены в стеклянном колпаке в Исаакиевском соборе. Это хорошо сохранившееся высохшее тело пожилого, с большой лысиной на голове человека, с остатками седых волос. У него был большой живот, так как на животе много складок. Лежит он, сложив руки на груди, как и положено покойнику (к этому времени со дня кончины св. Феодосия (1696 г.) прошло более двух веков.). Труп фальшивомонетчика производил неприятное впечатление своей неестественной изогнутой позой—это скорченный, вывернутый, неполностью сохранившийся труп. (Впоследствии мощи возвращены Церкви.)
В нач. 1930-х гг., по рассказам, в монастырь была привезена огромная деревянная позлащенная корона, украшавшая до революции церковь Воскресения в Барашах, и сброшена во дворе. Потом она пропала без вести.
В 1931 г. площадь из Страстной переименована в Пушкинскую. Страстную икону монастыря удалось перенести при закрытии в поныне действующую церковь Воскресения в Сокольниках; местночтимый крест - в церковь Знамения в Переяславской слободе .
В 1937 г. все здания монастыря были снесены и площадь расширили до современных пределов. Здесь в течение многих лет под пролетарские праздники и Новый год устраивались народные гулянья, базары, елки, аттракционы. Танцы и веселье продолжались до глубокой ночи.
В 1950 г. посреди площади устроен сквер с фонтанами и клумбами и сюда передвинут памятник Пушкина, стоявший напротив в начале Тверского бульвара.
В 1961 г. архитекторы Ю. Н. Шевердяев, выстроил кинотеатр “Россия” в восточной части бывшей монастырской территории, при этом были сломаны последние небольшие остатки строений обители.
Сразу за кинотеатром стоит поныне дом, с внешней стороны которого проходит Малый Путинковский пер. Ранее дом принадлежал Страстному монастырю.
Поделиться232008-12-13 10:15:56
Церковь.
Старомонетный переулок, 33.
Церковь в общежитии Турковицкого женского монастыря Холмской епархии , эвакуированного в Москву в связи с военными действиями, освящена 13 октября 1915 года. Дом принадлежал вел. кн. Елизавете Федоровне. Дом стоит позади участка Марфо-Мариинской обители, настоятельницей которой была великая княгиня и которая в годы войны "приютила в своих стенах Холмский женский Турковицкий монастырь с его учреждениями - 120 монахинь и 200 детей". Дом 33 построен в 1914 году архитектором Д.М. Челищевым. Церковь, находившаяся в одном из внутренних помещений, разорена, и следов ее обнаружить не удалось.
Поделиться242008-12-13 10:19:32
Святого Димитрия Солунского церковь.
Тверская (Горького) улица, угол Пушкинская (Страстная) площадь.
Церковь построенная в 1791 (известна с 1625).
Храм и колокольня разрушены в 1933-1934 при расширении улицы Горького (так в советское время назвалась Тверская). Срастную площадь, названную так по монастырю, переименовали в Пушкинскую в 1931.
Поделиться252008-12-13 10:21:28
Василия Кесарийского храм.
Тверская - Ямская 1-я улица, 11.
Церковь в честь святителя Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе, построенная в 1688 году и перестроенная в 1845-м. Иван Кондратьев в книге "Седая старина Москвы" называет приход этого храма "одним из богатейших в городе". Храм разрушен.
Поделиться262008-12-18 21:22:08
Сергия Радонежского храм.
Ходынское поле.
Деревянная церковь Сергия Радонежского при летних Николаевских казармах в лагерях войск Московского округа на Ходынском поле Архитектор Хородинов (Херодинов) И.П. 1900-е гг.
Ходынское поле в XVII — начале XX вв. название местности на северо-западе Москвы, между современным Ленинградским проспектом, Беговой улицей, Хорошёвским шоссе, проспектом Маршала Жукова и Живописной улицей. До конца XIX в. обширное поле, пересечённое оврагами и речками Таракановкой и Ходынкой (отсюда название). В XIX — начале XX вв. на Ходынском поле располагались Ходынские военные лагеря. В 1890-х гг. в юго-восточном углу Ходынского поля создан ипподром, в 1882 размещалась Всероссийская художественно-промышленная выставка. В 1896 во время торжеств по случаю коронации императора Николая II на Ходынском поле произошла Ходынская трагедия. В конце XIX в. были построены Николаевские казармы. В 1903 через Ходынское поле прошла линия Окружной железной дороги, к западу от которой находился артилерийский полигон (так называемое Военное поле, после Октябрьской революции — Октябрьское поле). В 1908—10 построена крупнейшая городская больница (Боткинская). Перед первой мировой войной в восточной части Ходынского поля открыт аэродром Московского общества воздухоплавания (с 1926 Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе). В 60—70-х гг. на прилегающей к Ленинградскому проспекту территории созданы спортивный комплекс ЦСКА, Центральный городской аэровокзал.